Жюри Международной общественной премии имени Алексея Комеча «За общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России» подвело итоги конкурса 2024 года. Торжественная церемония вручения Премии пройдет 18 апреля 2024 года в Государственном институте искусствознания.
Представляем лауреатов и дипломантов.
Девизом премии, учрежденной в 2008 году в память о выдающемся исследователе древнерусской и византийской архитектуры и страстном защитнике памятников архитектурного наследия Алексее Ильиче Комече, являются слова Овидия «Счастлив, кто смело берет под свою защиту то, что любит». Лауреатами становятся выдающиеся ученые, реставраторы, активисты охраны памятников и общественные организации Москвы, Петербурга, провинциальных городов России, благодаря самоотверженным усилиям которых были сохранены сокровища российской культуры.В этом году церемония состоится в семнадцатый раз.
ПРЕМИИ ПРИСУЖДЕНЫ:
Дмитрию Александровичу Седову – писателю, историку, заместителю директора по научной работе Звенигородского музея-заповедника, заместителю председателя Московского областного отделения ВООПИиК за принципиальную гражданскую позицию, личный научный вклад и многолетнюю работу по изучению, популяризации, сохранению и защите историко-культурного наследия Звенигорода и его окрестностей.
Роману Рудольфовичу Баркову – геодезисту, члену Санкт-Петербургской ассоциации геодезии и картографии, исследователю истории геодезии и железных дорог Россииза энтузиазм и подвижническую деятельность в работе по выявлению и привлечению внимания общества и Государства к историческому наследию отечественной геодезии – архитектурно-инженерным памятникам железных дорог России.
ПОЧЕТНЫЙ ДИПЛОМ ПРЕМИИ ПРИСУЖДЕН:
Марине Сергеевне Яблонской – мозаичисту, члену Союза реставраторов Россииза целенаправленную общественно значимую деятельность по сохранению монументальных мозаик ХХ века как неотъемлемой части исторической среды городаРостова-на-Дону; за умение организовать, привлечь и профессионально научить волонтеров приемам сохранения ценных мозаичных произведений.
Учредители Премии: Государственный институт искусствознания, Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино, издательство «Северный паломник», Московский архитектурный институт и Институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, Институт стан Азии и Африки МГУ, а также семья Алексея Ильича Комеча. Партнеры премии: движение «Архнадзор», информационно-аналитические порталы «ARHI.RU», «Зодчий», и «Хранители Наследия». Полная информация на сайте Премии. Учредители, члены жюри и лауреаты Премии принимают активное участие в деле охраны национального наследия, выступая экспертами и зачинателями разнообразных охранных инициатив.
В этом году Церемонии вручения премии будет предшествовать дискуссия – КАК ОСТАНОВИТЬ РАЗРУШЕНИЕ АРХИТЕКТУРНО-ИНЖЕНЕРНОГО НАСЛЕДИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ? Острота поднятой проблемы связана с продолжающейся утратой целых пластов железнодорожного наследия страны в процессе сносов, поджогов, непродуманных реконструкций, градостроительного развития. Это приводит к искажению и обесцениванию важнейших исторических комплексов, объектов протяженных ансамблей – вокзалов, депо, водонапорных башен (водоемных зданий), служебных построек и технической инфраструктуры, виадуков и мостов, связанных с именами крупнейших архитекторов и инженеров XIX–XX веков. Участники обсудят пути преодоления кризиса, законодательные аспекты и специфику охраны инфраструктуры железных дорог как объектов культурного наследия, позитивные примеры сохранения и приспособления. Целью дискуссии также является выявление проблемных точек взаимодействия между структурами РЖД, госорганами по охране наследия, архитекторами и градозащитниками, поиск путей диалога.Дискуссия пройдет 18апреля с 14:00 до 16:30 вЧитальном зале Государственного института искусствознания. Подробная информация о Дискуссии будет доступна на сайте.
ПЕРСОНАЛИИ:
Алексей Ильич Комеч (1936-2007)
Всемирно известный российский ученый-искусствовед, крупнейший специалист по древнерусскому и византийскому искусству, был директором Государственного института искусствознания в 1994–2007, членом коллегии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, первым заместителем председателя Научно-методического совета по охране и реставрации объектов культурного наследия при Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ, членом Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS), заместителем председателя Общественного градостроительного совета при Московском комитете по архитектуре, председателем жюри Фонда возрождения русской усадьбы.
Всю свою жизнь Алексей Комеч посвятил изучению, защите и пропаганде культурного наследия России, которое входит в сокровищницу мировой культуры. Благодаря активной патриотической деятельности и твердой гражданской позиции имя Алексея Комеча стало широко известным и авторитетным в нашей стране и во всем мире. Созданная им научная школа объединила искусствоведов, реставраторов, работников охраны культуры, архитекторов, художников и всех тех, кто озабочен современным катастрофическим состоянием, сохранением и реставрацией сокровищ культурного наследия России.
В 2002 году Алексей Комеч выдвинул проект создания новой всеобъемлющей Истории русского искусства в 22 томах, который был одобрен президентом РФ В.В. Путиным во время поездки в Саров в 2003 г. и в настоящее время составляет одну из стратегических целей работы научного коллектива Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ. В настоящее время изданы 7 томов.
После ухода Алексея Комеча особенно остро стала ощущаться необходимость в поддержке и координации общественного интереса к проблеме сохранности памятников культуры. Именно поэтому в январе 2008 года была учреждена международная ежегодная общественная Премия имени Алексея Комеча, присуждаемая за общественно значимую гражданскую позицию в деле защиты и сохранения культурного наследия России
Дмитрий Александрович Седов
Являясь одновременно заместителем директора Звенигородского государственного музея-заповедника по научной работе и одновременно заместителем председателя совета Московского областного отделения ВООПИК, Дмитрий Александрович ведет огромную работу по сохранению культурного наследия, всеми доступными ему путями противодействуя уничтожению памятников и ценных ландшафтов.
Как ученый, он ведет кропотливую исследовательскую работу по изучению истории Звенигордского края. Написанные им статьи и книга «Один век из истории Звенигорода» проливают свет на доселе мало изученные страницы истории. Особенно важно, что его исследования всегда становятся достоянием широкой общественности. Обладая несомненным литературным талантом и к тому же даром популяризатора, он умеет заинтересовать историей города практически всех своих читателей. Этому же способствуют прекрасные авторские фотографии, раскрывающие красоту Звенигородского края.
Только за последние годы из печати вышли подготовленные Дмитрием Седовым издания «Звенигород видимый и невидимый», «Храм Живоначальной Троицы и усадьба графов Олсуфьевых в селе Ершово», «Звенигородский Успенский собор», «Звенигородские истории. Очерки по истории старинных районов и домов Звенигорода», «Звенигородский музыкальный промысел. Кустари, артели, фабрики, надомники». Знания, представленные им в интереснейшей, одновременно научно-выверенной и увлекательной форме, сформировали целый корпус материалов по истории Звенигорода, доступный любому интересующемуся от мала до велика.
Дмитрий Александрович с 2006 г. является бессменным организатором и ведущим ежегодной научной конференции по истории Звенигородского края «Саввинские чтения». Всего проведено 16 таких конференций. По их итогам было выпущено четыре сборника научных трудов (2007, 2010, 2015, 2019 гг.). Он также ведет редакторскую работу, взаимодействует с авторами статей и издательствами.
Практически все государственные экспертизы, а также общественные выступления по памятникам Звенигорода опираются на собранные Дмитрием Седовым архивные материалы. В результате этого десятки памятников получили охранный статус и были включены в реестр объектов культурного наследия.
Огромный труд вложен Дмитрием Александровичем в многократную корректировку проекта границ и предмета охраны исторического поселения Звенигород, утвержденного наконец в 2023 году. Им единолично проделана колоссальная работа по составлению списка ценных градоформирующих объектов Звенигорода и описанию вошедших в него объектов. В результате законную защиту получили 74 исторических здания, а также важнейшие элементы культурного ландшафта.
Дмитрий Александрович играет значительную роль в процессе организации работ по образцовой реставрации Звенигородского Успенского собора. Он является казначеем прихода, на средства которого, при поддержке благотворителей, ведутся уникальные реставрационные работы.
Благодаря авторитету Дмитрия Александровича как активного участника Звенигородского и Московского областного отделений ВООПИК неоднократно удавалось привлечь внимание к угрозам уничтожения как отдельных памятников, так и культурно-исторических ландшафтов и комплексов в окрестностях Звенигорода. Мы до сих пор имеем возможность любоваться прекрасными москворецкими ландшафтами во многом благодаря его твердой гражданской позиции.
Он всегда возвышает свой голос против нарушений в области охраны наследия от кого бы они не исходили. Яркие публичные выступления Дмитрия Александровича передают его глубокую личную убежденность в жизненной необходимости сохранения наследия. Вся его деятельность формируют отношение ко всем формам культурного наследия как к величайшей ценности нашей жизни.
Роман Рудольфович Барков
Интерес к истории геодезии у Романа Рудольфовича связан с его профессией. Обследование городских геознаков Москвы дало начало большому «проекту» о геознаках, заложенных на всей территории России в период 1871—1931 годов. Ежегодно он совершает несколько экспедиций. К городским геознакам постепенно добавилась работа по выявлению и фиксации знаков на зданиях и сооружениях железных дорог. За несколько лет Роман объехал многие регионы европейской части России, Забайкалье, Средний Урал. Фотофиксацию геознаков он дополняет фотографиями исторических зданий и сооружений железных дорог с их полной классификацией. Поездкам предшествуют архивные и библиографические исследования. В городах, посёлках, на железнодорожных станциях Роман Барков встречается с сотрудниками музеев, краеведами, заинтересованными жителями, рассказывает об истории геодезии и железных дорог России. Такие встречи побуждают общественный интерес к сохранению связанных с геодезией и железными дорогами исторических зданий и сооружений в разных регионах страны. Роман делится всей имеющейся у него информацией, документами, что помогает поставить на охрану здания и сооружения и включить множество исторических объектов в культурную жизнь.
Результатами экспедиций стали карты с нанесёнными историческими объектами и многочисленные публикации в специализированных журналах, вебинары Форума геодезистов, интересные не только специалистам, но и широкому кругу зрителей. Одним из самых важных моментов деятельности Романа Баркова стало возвращение имён инженеров, архитекторов и строителей, прокладывавших пути сообщения и создававших на них разнообразные здания и технические сооружения. Огромное значение для популяризации инженерно-технического наследия имеет цикл «Исторические перекрестки», включающий более полусотни видеороликов о геодезии и путях сообщения, созданных Р.Р. Барковым и выложенных им в открытом доступе. В каждом из 10–15 минутных выпусков Роман живо и увлекательно рассказывает об отдельных железнодорожных линиях и геодезии на водных путях сообщения. Поскольку транспортные магистрали в процессе эксплуатации и развития неминуемо подвергаются изменениям и техническому обновлению, деятельность Романа Рудольфовича Баркова по выявлению, исследованию и популяризации самых разных документов, связанных с этим видом наследия, является исключительно ценной, важной и актуальной сегодня.
Марина Сергеевна Яблонская
Изучение и сохранение монументальных мозаичных произведений советского периода является одной из наиболее ярких и общественно значимых тем последнего десятилетия. Марина Сергеевна Яблонская, руководитель мозаичной мастерской, активный участник художественных выставок и координатор Ростовского отделения фестиваля «Том Сойер Фест», с недавнего времени является преподавателем кафедры реставрации Академии архитектуры и искусства Южного федерального университета.
С 2012 года она занимается восстановлением мозаик для общественных и частных зданий в Ростове-на-Дону.
В 2021 году под руководством Марины Яблонской как координатора фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест» была воссоздана скульптурная мозаичная композиция «Рыбка и волна» (скульптор Г.М. Снесарев), являющаяся достойным образцом советского монументального искусства 1970–1980-х годы. Скульптура, расположенная на центральной пешеходной ул. Пушкинской, находилась в плачевном состоянии. Ее покрывали граффити, имелись многочисленные утраты. Она, казалось бы, не подлежала восстановлению. Инициированные Мариной Сергеевной реставрационные работы под открытым небом длились около 5 месяцев, в них приняли участие около 150 энтузиастов – студентов, проходивших здесь практику, и волонтеров разного возраста.
Следующей работой стал фонтан «Лиры» 1970-х годов (автор З.С. Левин), который имеет уникальное мозаичное покрытие из круглой стеклокерамической смальты. Под руководством Марины Яблонской волонтеры очистили скульптуры от множественных слоев краски, штукатурки, монтажной сетки и еще одного слоя мозаичной облицовки и восстановили исторический облик фонтана.
На данный момент реставратор восстанавливает огромное мозаичное панно 1967 года, располагавшееся над входом в ресторан «Балканы» – одного из самых красивых городских зданий советского времени. В 1990-е годы ресторан был закрыт, его помещение использовали под склад, а в 2021 году здание пострадало от пожара, почти полностью уничтожившего мозаики, украшавшие его интерьер. Для реставрации фрагментов панно, имевшего по высоте 3,2 м и по ширине около 6 м, необходимо было демонтировать, оставшиеся плиты основы, пострадавшие со временем от бесхозности, сырости и механических деформаций (во время демонтажа многие плиты треснули и даже рассыпались). После демонтажа эти фрагменты были перенесены в мастерскую М.С. Яблонской, где с них она сняла кальки и, приступила к очистке каждого кусочка смальты. Затем их надо было перенести на новую плиту согласно исходному рисунку.
В последнее время в деятельность Марины Яблонской включено также восстановление лепнины, художественных скульптурных композиций и барельефов на фасадах исторических зданий.